Проект гражданского взаимодействия,
направленный на улучшение работы органов власти.

Статистика проекта:
Зарегистрированных участников 2277
Авторских предложений 470
Выставленных оценок 2694
Написано комментариев 1532

Образование в сфере культуры

АКТУАЛЬНОСТЬ

Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека.

Состояние и перспективы развития этой отрасли, в конечном итоге, определяют будущее всей сферы региональной культуры и поэтому должны стать предметом особого внимания. 

Удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии сегодня, и сохранение и развитие  сложившейся в области уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, дизайнеров, специалистов в сфере культурного обслуживания населения в перспективе – приоритетная цель развития культуры региона. 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В настоящее время подготовка кадров в сфере культуры Волгоградской области осуществляется ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры" (ВГИИК), ГКОУК СПО «Камышинскиий колледж искусств», МОБУ ВПО "Волгоградский институт искусств им. П.А. Серебрякова" и институтом художественного образования, действующим в структуре Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Наличие целого ряда факторов, вызванных дублированием в их образовательной деятельности подготовки специалистов по ряду специальностей (проблемы обеспеченности научно-педагогическими кадрами и послевузовского образования, «распыление» контингента обучаемых и профессорско-преподавательского состава, невыполнение нормативов комплектации факультетов и групп, отсутствие должного уровня развития научно-исследовательских направлений и исполнительских школ, проблемы материальной базы и пр.), обусловило определенное отставание отрасли от целого ряда российских регионов (Астрахань, Воронеж, Тамбов, Ростов, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск и др.). 

Для его преодоления, сохранения и плодотворного развития ценного образовательного опыта, а также целого ряда научно-творческих завоеваний вузов, особую актуальность приобретает задача реформирования и модернизации отрасти, требующая выработки программы согласованных действий органов власти и компетентных специалистов. 

Кроме того, на сегодняшний день в Волгоградской области наблюдается отставание практики целенаправленной работы по выявлению и развитию творческих способностей детей, поддержке педагогов, работающих с ними: охват детей, занимающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей составляет 12,5%, тогда как в среднем по России – 10-11%.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Особая роль высшего образования в развитии отрасли состоит в подготовке специалистов нового типа, способных осуществлять различные виды деятельности: образовательной, художественно-творческой, исследовательской, научно-методической, управленческой, экспертно-консультационной.

Целями развития системы подготовки специалистов в сфере культуры являются:

  • создание  условий для удовлетворения образовательных потребностей личности; 
  • осуществление  преемственности в подготовке кадрового потенциала отрасли, создание непрерывной системы профессионального образования (довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования);
  • создание системы опережающей подготовки специалистов в области культуры, ориентированной на перспективные потребности отрасли;
  • создание условий для специалистов со средним специальным образованием позволяющих им продолжать обучение в вузах и совершенствовать свой образовательный уровень;
  • создание предпосылок для увеличения численности специалистов отрасли с высшим образованием; 
  • обеспечение устойчивого развития  учебных заведений отрасли, гарантирующего подготовку высококвалифицированных специалистов для учреждений культуры и искусства Волгоградской области, способных конкурировать на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей;
  • внедрение в практику работы учебных заведений заключений договоров с работодателями,  что позволит на плановой основе обеспечить отрасль высококвалифицированными специалистами.

Система непрерывного профессионального образования, в конечном итоге, обеспечит подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной и профессиональной мобильности. 

Подготовка кадров высшего звена с учетом состояния регионального рынка труда, востребованности специалистов. 

В настоящее время возникает задача проведения комплекса мероприятий по подготовке к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов. Система российского академического образования в сфере искусства признана лучшей в мире и реализация Болонского процесса в Российской Федерации должна осуществляться с сохранением исторических и национальных особенностей развития художественного образования. 

Исходя из тенденций развития профессионального образования в России и серьезных проблем региональной системы образования в сфере культуры и искусства, а также в соответствии с решениями Первого областного Форума работников культуры Волгоградской области и расширенной коллегии министерства культуры Волгоградской области, видится целесообразным создание на основе Волгоградского государственного института искусств и культуры, Камышинского колледжа искусств, Волгоградского института искусств имени П.А. Серебрякова и института художественного образования в структуре Волгоградского государственного социально-педагогического университета - двух образовательных центров Волгоградской области по направлениям подготовки специалистов в области культуры и академического искусства.

При этом изменить статус института искусств им. П.А. Серебрякова, переименовав его в Волгоградскую областную консерваторию, и,  учитывая численность контингента обучающихся на ряде аккредитованных в нем специальностей, опираясь на богатейший отечественный опыт развития музыкально-художественного академического образования, консолидировать усилия по подготовке кадров по специальностям «Инструментальное исполнительство» (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, оркестровые народные инструменты) и «Вокальное искусство» на его базе.  

Создание на базе института искусств им. П.А. Серебрякова Волгоградской областной консерватории откроет реальные перспективы коммерциализации музыкального образования и увеличения внебюджетных мест, с одной стороны. С другой, – с появлением в городе консерватории еще более укрепится престиж учебного заведения, значительно обновится его «культурное наполнение» за счет уменьшения оттока талантливой молодежи в другие российские – «консерваторские» города. В городе, где развита театрально-концертная инфраструктура, Волгоградская консерватория станет образовательным центром для подготовки еще более квалифицированных молодых кадров, которые укрепят авторитет города с великой историей.

Оптимизация числа учебных заведений и повышение качества предоставляемого образования за счет привлечения высокопрофессиональных научно-педагогических кадров отвечает Национальной  доктрине в области образования, а также основным концептуальным документам по модернизации Российского образования, обеспечивая при этом:

  • оптимизацию штата научно-педагогических работников, отобранных по результатам конкурса документов в соответствии с нормативами высшей школы Российской Федерации;
  • повышение эффективности использования профессорско-преподавательского состава; 
  • открытие на базе единого государственного вуза аспирантуры, ассистентур-стажировок, докторантуры, диссертационных советов по научным специальностям в сфере искусства и культуры;
  • внедрение достижений региональных научно-исследовательских школ в образовательный процесс;
  • повышение профессионального уровня региональных образовательных и исполнительских школ;
  • возможность участия преподавателей и студентов вуза в престижных, имеющих высокий авторитет в профессиональных кругах российских и международных научных и творческих проектах (научно-практических конференциях, конкурсах);
  • оптимизацию затрат на подготовку специалистов за счет сокращения дублирующих штатных должностей;
  • эффективное использование совокупной материально-технической базы; 
  • создание единого научно-методического центра, который обеспечит максимально возможное сближение подготовки специалистов высшего и среднего специального образования, а также специалистов, работающих в сфере дополнительного образования, преемственность содержания учебных курсов, качественную подготовку студентов к научно-исследовательской и концертно-театральной деятельности, что окажет положительное влияние на результативность участия студентов в различных конференциях, конкурсах и фестивалях;
  • создание исследовательского центра в области изучения уникальной этнокультуры региона;
  • создание на базе вуза издательского центра для распространения научных, учебно-методических и творческих достижений научно-педагогических работников;
  • открытие на базе вуза Центра повышения квалификации для работников сферы искусства и культуры разных уровней;
  • оптимизацию образовательного процесса за счет выработки единой образовательной политики в рамках единого комплекса и обеспечения преемственности в преподавании;
  • повышение уровня профессионального образования, сокращение сроков получения высшего образования за счет включения среднего образования в систему подготовки специалиста с высшим образованием. 

Другими приоритетными направлениями развития образования в сфере культуры будут:

  • прогнозирование потребности в кадрах для учреждений и организаций отрасли культуры и искусства, которое позволит сбалансировать спрос и предложение кадров по уровню квалификации и профессиональной подготовке;
  • создание системы выявления, отбора, обучения, научной подготовки и дальнейшего продвижения одаренной молодежи в сфере науки, культуры, искусства, образования и государственного управления с целью сохранения креативного капитала региона и формирования интеллектуальной элиты общества;
  • увеличение количества образовательных программ, введение новых специальностей («Кинорежиссура», «Операторское искусство», маркетинг, менеджмент и , PR в сфере искусства и культуры)  с одновременным улучшением качества подготовки специалистов;
  • создание системы управления качеством образования; 
  • повышение профессионального уровня научно-педагогических работников вуза, эффективности педагогического и исследовательского процесса, привлечение выпускников к получению послевузовского образования, концертно-просветительской и преподавательской работе;
  • взаимодействие с научными учреждениями и учебно-методическими объединениями, а также исполнительскими школами вузов искусств и культуры России и зарубежных стран в проведении совместных исследований, проектов, творческих программ;
  • координация, сотрудничество, социальное партнерство с различными фондами, организациями и учреждениями на федеральном и региональном уровне.

ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Реализация положений концепции в сфере образования позволит обеспечить:

  • устойчивое функционирование и развитие отрасли культуры;
  • увеличение числа специалистов с высшим профессиональным образованием в отрасли культуры;
  • достижение современного качества профессионального образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • развитие творческих школ по профилю специальностей и специализациям выпускников;
  • создание системы профориентации и отбора для учебы одаренной молодежи;
  • создание системы мониторинга потребности специалистов в области культуры;
  • интеграцию высшего и среднего специального образования, направленную на совершенствование системы подготовки специалистов для области культуры; 
  • создание условий для возможности получения дополнительных видов подготовки (по специальности, иностранным языкам, информационным технологиям и т.д.);
  • сохранение и развитие сети образовательных учреждений отрасли культуры;
  • повышение образовательного уровня специалистов отрасли к 2020 году до оптимального уровня;
  • повышение числа выпускников вуза, поступивших на работу по специальности в учреждения культуры Волгоградской области; 
  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалиста;
  • сохранение контингента учащихся;
  • модернизацию сети образовательных учреждений отрасли культуры;
  • оптимизацию имеющихся в регионе образовательных учреждений в сфере культуры и искусства,  дублирующих целый ряд направлений подготовки специалистов;
  • повышение научно-педагогического уровня преподавателей ВУЗа до требуемого высшей школой Российской Федерации уровня;
  • увеличение доли студентов, завершающих обучение с дипломами с отличием;
  • увеличение количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации;
  • удовлетворенность специалистов качеством обучения в системе повышения квалификации и переподготовки;
  • снижение затрат на подготовку специалистов при улучшении качества подготовки;
  • эффективное управление ресурсами образовательных учреждений и педагогическими кадрами.

ближайший период
среднесрочный период
перспективный период