Проект гражданского взаимодействия,
направленный на улучшение работы органов власти.

Статистика проекта:
Зарегистрированных участников 2261
Авторских предложений 470
Выставленных оценок 2694
Написано комментариев 1532

Туристская деятельность

АКТУАЛЬНОСТЬ

Туризм – это уникальная отрасль, развитие которой влечет за собой повышение уровня социально-экономического состояния региона. По данным Всемирной туристской организации при ООН, на долю туризма в 2011 году приходилось 5% мирового ВВП. (В Волгоградской области 0,5–0,6%). При этом мультипликативный эффект от развития туризма колеблется в пределах 2,5¬–3. Это достигается за счет создания спроса на продукцию смежных секторов экономики (транспорт, торговлю, сферу услуг и пр.) и обеспечение занятости населения (каждый въезжающий в страну турист создаёт 8–10 рабочих мест).

Туристскую отрасль выгодно отличают от других отраслей относительно короткий срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов.

Это стимулирует инвестиции в туриндустрию, способствует увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов, быстрорастущий спрос на туристские услуги способствует притоку в регион денег, стимулирует модернизацию инфраструктуры и сохранение историко-культурного наследия.

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), потенциальные возможности России – около 40 млн. иностранных туристов в год и Волгоградская область с уникальными ресурсами, конечно, может и должна занять здесь свою нишу.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Полномочия Волгоградской области в сфере управления туристской отраслью реализует государственное казённое учреждение Волгоградской области «Агентство развития туризма».

За последние 3 года основные количественные показатели отрасли – число туристов, посетивших регион и число предприятий туристской индустрии растут и по итогам 2011 года составляют соответственно 680 тыс. чел. (согласно расчётам ГКУ ВО «Агентство развития туризма») и 509 предприятий (согласно реестрам туристских предприятий ГКУ ВО «Агентство развития туризма»). Качественные показатели отрасли – количество дней, проведённых туристом в регионе и объём потраченных им средств остаются на уровне 3 дней и 7500 рублей соответственно (по данным, полученным от туроператоров региона). 

За последние 3 года основные количественные показатели отрасли – число туристов, посетивших регион и число предприятий туристской индустрии растут и составляют соответственно 680 тыс.чел. и 509 предприятий. Качественные показатели отрасли – количество дней, проведённых туристом в регионе и объём потраченных им средств   остаются на уровне  3 дней и 7500 рублей соответственно. 

Комплексным показателем, обобщенно характеризующим состояние отрасли является объем гостиничных услуг, в 2011 году он вырос примерно на треть и составил 3 711 160 тыс. рублей.

Вместе с тем, преобладающий объём туристского продукта Волгоградской области (экскурсионные маршруты, услуги отдыха и развлечений, услуги доставки и размещения, сувенирная продукция и пр.) сформирован еще в советские годы и морально устарел. Туристское предложение региона сегодня не носит целевой характер. Отсутствие доступной информации о туристском продукте региона отрицает возможность развития туристской отрасли даже при наличии конкурентоспособного туристского продукта. Учебные заведения региона подготавливают управляющий персонал для отрасли, однако ввиду фактического отсутствия практического блока в учебном процессе выпускники не готовы к исполнению трудовых обязанностей. Обслуживающий персонал не подготавливается ни в одном учебном заведении региона. Официальных реестров и стандартов качества в отрасли не существует. Сотрудники администраций муниципальных образований, ответственные за развитие данной отрасли, зачастую не имеют специальной подготовки.

Таким образом, основными проблемами внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области являются:

  • недостаток привлекательного конкурентоспособного туристского продукта;
  • недостаточно развитая, а в ряде муниципальных образований отсутствующая транспортная и инженерная инфраструктура, низкий уровень развития туристской инфраструктуры; 
  • недостаточное имиджевое продвижение Волгоградской области как привлекательной туристской дестинации, недостаток легкодоступной первичной (привлекающей) и вторичной (организующей) информации; 
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, обусловленное низким уровнем подготовки кадров.

ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

На фоне существующего потенциала и выявленных в отрасли проблем целью развития туристской отрасли в Волгоградской области является развитие в Волгоградской области конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей возрастающий поток туристов, способствующий социально-экономическому развитию области.

Для достижения намеченной цели необходимо:

  • содействие созданию нового и развитию существующего туристского продукта с целью обеспечения его конкурентоспособности и соответствию запросам современных туристов, ключевыми принципами работы в данном направлении должны стать – целевая ориентация туристских предложений, диверсификация турпродукта, высокое качество предоставляемых услуг; 
  • разработка долгосрочной областной целевой программы, построенной по кластерному принципу, предполагающей правовые и организационные мероприятия по привлечению инвесторов, федеральное, региональное и муниципальное финансирование создания объектов транспортной, инженерной, туристской инфраструктуры;
  • инициация системной комплексной подготовки управляющего и обслуживающего персонала отрасли;
  • выстраивание системы информирования потенциальных туристов и реализаторов туристского продукта о туристском продукте и туристской инфраструктуре Волгоградской области. 

ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Реализация положений концепции в сфере туризма в условиях принятия и выполнения долгосрочной целевой программы развития отрасли, направленной на решение задачи создания и укрепления транспортной, инженерной, туристской инфраструктуры, позволит повысить к 2020 году показатель посещаемости региона туристами в 3 раза, показатель пребывания туриста в регионе – на 40%, объем потраченных им средств увеличится  в два раза. 


ближайший период
среднесрочный период
перспективный период