Проект гражданского взаимодействия,
направленный на улучшение работы органов власти.

Цель, задачи и субъекты реализации стратегии

Ключевым мотивом разработки Стратегии становится  необходимость перевода системы патриотического воспитания детей и молодёжи Волгоградской области из режима функционирования в режим инновационного развития на основе усиление роли патриотизма в решении государственных задач на территории региона. В рамках Стратегии феномен патриотизма определяется квинтэссенция сущностных свойств человека, интегральная характеристика человеческой деятельности, выражающая высшую ступень развития его чувств, сознания, отношений, поступков и степень реализации в предметно-практической деятельности ментальных, социальных, интеллектуальных, возможностей человека, не противоречащих процессам развития окружающей его социально-культурной среды. Моделью личности патриота является обладание и тотальное проявление человеком когнитивных, эмоционально-чувственных, морально-волевых, ценностно-смысловых свойств, таких как гуманистичность, креативность, рефлексивность и способности к продуктивным социальным интеракциям.

Настоящая Стратегия солидаризируется с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года в признании стратегической цели « … достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» и ориентируется в достижении целей на развитие инновационной системы патриотического воспитания.

Инновационная деятельность в патриотическом воспитании – это комплексная технология управления развитием интеграционных процессов в конкретном воспитательном пространстве, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательно-воспитательного процесса в целом. В результате обеспечивается воспроизводство и трансформация ценностей, идеалов, смыслов, что обеспечивает целостность и стабильное развитие как самой системы патриотического воспитания, так и основных её субъектов.

Таким образом, сущность инновационного развития региональной  системы патриотического воспитания представляет собой технологию социально-педагогического обеспечения деятельности основных субъектов в соответствии с определёнными целями. Особое значение в обеспечении инновационности развития региональной системы патриотического воспитания роль имеет создание регионального кластера, т.е. - организация социально-педагогического процесса от разработки методологии деятельности и логического построения содержания воспитания во  взаимосвязи с соответствующим ресурсам педагогическими технологиями, которые определяют способ взаимоотношения субъектов регионального пространства между собой. 

В тоже время региональная система патриотического воспитания вторична по отношению к региональной образовательной системе, реализующей федеральные государственные образовательные стандарты, осуществляющей воспитание на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. В широком социокультурном контексте региональная система патриотического воспитания выступает как специально организованный социально-педагогический механизм целенаправленного использования закономерностей развития, воспитания, социализации личности на основе проектирования инновационных моделей.

Социально-педагогическое проектирование образовательных моделей, реализующих цели патриотического воспитания детей и молодёжи основывается на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, которые определяют социальные эффекты современного образования, роль человека и его место в современном российском обществе, связь школы и общества, что и составляет предмет интеграции  образования и институтов гражданского общества.

Данная интеграция, являясь инновационным признаком региональной системы патриотического воспитания, указывает на смысловые характеристики Стратегии, определяющей, в свою очередь цели. 

Цель Стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодёжи – формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям, вовлечённых в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственность перед семьёй, обществом и государством, занимающих активную гражданскую позицию.

Цель инновационного развития региональной системы патриотического воспитания согласуется с целью Стратегии и выступает наиболее обобщённой задачей, определяющей: а) тактические установки программ, моделей и проектов патриотического воспитания, разрабатываемых субъектами региональной системы; б) пути удовлетворения ожиданий различных социальных групп регионального сообщества; в) согласуется с задачами современной образовательной политики РФ, изложенной в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов. 

Региональная система патриотического воспитания реализует свою основную функцию формирования жизнедеятельности человека в изменяющемся мире на основе соответствующей (патриотически ориентированной) образовательной политики, осуществляя управление деятельностью основных субъектов и обеспечивая его оптимальную организацию и развитие, реализуя требования федеральных государственных образовательных стандартов в созданной для этих целей сети образовательных учреждений.

В патриотическом воспитании значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для человека инновационного общества личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью. Патриотизм – это сложный комплекс социальных и личностных чувств, переживаний, оценок реальности, складывающихся на основе сакрализации отношений к целостности общества, которая проявляется так же и в гражданской идентичности. 

Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации региональных программ патриотического воспитания в предыдущие годы, корректирует их, а также учитывает новые направления региональной политики создания кластеров для поддержки инноваций в сфере патриотического воспитания, сформированные в последние годы. 

Учитывая, что одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России и, в частности – Волгоградской области, конкурентных преимуществ является человеческий капитал, Стратегия как способ концентрации и эффективного использования ресурса патриотизма в отличие от существующих концепций, моделей, проектов и программ направлена на инновационное развитие патриотического воспитания детей и молодёжи Волгоградской области за счёт моделирования, проектирования, конструирования, внедрения и освоения пространства патриотической жизнедеятельности детей и молодёжи, в котором органически взаимосвязаны теория и практика, обучение, воспитание и социальные практики различных групп населения региона. 

Инновационная направленность Стратегии определяется миссией региональной системы патриотического воспитания. 

Миссия региональной системы патриотического воспитания – формирование целостного человека культуры, гражданина, патриота Отечества, повышение уровня жизнеспособности и защищённости человека, коллектива, сообщества через раскрытие потенциала личности и конструктивности социальных отношений и культуры и формирование в региональном социуме механизма опережающего социокультурного воспроизводства.

По отношению к цели миссия выступает фактором действия и способствует решению следующих задач:

На личностном уровне – формирование российской гражданской идентичности и патриотизма как социальной установки личности, составляющей основу морального долга и потребности служения Родине, направленной на достижение победы в которой гармонично сочетаются интересы личности и семьи, общества и государства во благо Отечества. 

На региональном уровне – создание в образовательном пространстве Волгоградской области кластера национальной инновационной системы патриотического воспитания детей и молодёжи, направленной на формирование успешных людей и воспроизводство поколений Победителей  как основы  становления патриотических установок, жизненной стратегии и установок молодежного сообщества, возникающих за счет  проживания общезначимых событий в  деятельностно выстроенных ситуациях взаимодействия личности и семьи, общества и государства.

На социетальном уровне предполагается обновление общества через патриотизм, создания новых условий развития гражданского общества в условиях активизации социального диалога личности, регионального сообщества, российского общества и государства; создания механизмов противостояния антипатриотической риторике в средствах массовой информации;  формирование самосознания региона, нашей страны в мире, консолидации российского общества.

На государственном уровне – это формирование государственно-общественной системы патриотического воспитания достойных граждан и патриотов Отечества, укрепление национальной безопасности, российской государственности, сохранение территориальной целостности нашей страны.

На институциональном уровне – это организационно-нормативное, ценностно-смысловое, инфрастуктурное оформление потребности личности, семьи, общества и государства в патриотизме.

К субъектам реализации Стратегии относятся – Правительство Волгоградской области, Волгоградская епархия Русской Православной Церковь, общественные объединения и некоммерческие организации патриотической направленности, заинтересованные учреждения и организации Волгоградской области, органы местного самоуправления.

Патриотическое воспитание осуществляется посредством таких основных факторов, как личность воспитателя, содержание воспитательного процесса, организация воспитательного процесса, программы патриотического воспитания основных субъектов региональной системы патриотического воспитания, проекты и программы общественных объединений и организаций.


Чтобы оставить предложение, зарегистрируйтесь или войдите

Исключить слово "... победителей" в "Цель Стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодёжи – формирование новых поколений ПОБЕДИТЕЛЕЙ, доверяющих своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям..."

Подробно
Рейтинг -18,22
(Оценок: 5, Отзывов: 5)

В предлагаемом варианте Стратегии СЕМЬЯ практически выведена из системы патриотического воспитания и становления личности.

Подробно
Рейтинг -2,99
(Оценок: 4, Отзывов: 5)

1. Исправьте, пожалуйста, ошибку:

Предпоследний абзац: "К субъектам реализации Стратегии относятся – ... Волгоградская епархия Русской Православной Церковь (надо - Церкви).

2. В предлагаемом варианте Стратегии Русская Православная Церковь и иные традиционные российские конфессии практически выведены из системы патриотического воспитания и становления личности.

Подробно
Рейтинг -0,01
(Оценок: 1, Отзывов: 5)

К субъектам реализации Стратегии необходимо добавить ИНТЕРНЕТ в удобной (для авторов Стратегии) форме.
Именно в ИНТЕРНЕТЕ ("между землей и небом") - основная "линия фронта" в "битве" за будущих патриотов. И "битва" эта, на мой взгляд, практически проигранная.
От этого, пока, не зависит возможность и объем предполагаемых инвестиций под Стратегию ... Пока не зависит.

Подробно
Рейтинг -3,03
(Оценок: 2, Отзывов: 1)

1.Система патриотического воспитания не должна быть вторична, она должна быть "встроена" во все существующие системы, стандарты, мероприятия, программы и.тд.
2.Одной из целей Стратегии должны быть знания. Получение реальных знаний которые позволят противостоять информационным и другим угрозам, создать устойчивое мировоззрение. ( К примеру есть блокбастер "Враг у ворот", а есть музей-заповедник "Сталинградская битва" и они дают разное понимание одного предмета обсуждения. Результатом работы должен стать человек который не только понимает, что это вранье, но и знает что там конкретно не правда )
3. Еще одна из целей формирование у человека значимости его действия. На примере гражданской позиции при выборах, участия в территориальном самоуправлении, общественно-полезной работе итд.
4. К субъектам необходимо отнести все учебные заведения от детсадов до ВУЗов, естественно в меру возможностей

Подробно
Рейтинг +8,86
(Оценок: 2, Отзывов: 0)

Одной из задач патриотического воспитания должна стать защита, в том числе и активная истории России. Про это упоминается вскользь, но считаю необходимым выделить этот вопрос отдельно.

Подробно
Рейтинг +9,91
(Оценок: 4, Отзывов: 2)

Считаю, что в стратегии должно уделяться больше внимания дошкольным учреждениям и школам в системе патриотическом воспитании. В настоящее сложное с точки зрения идеалов и ценностей время необходимо сделать акцент на воспитание патриотизма, как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений.

Подробно
Рейтинг +16,49
(Оценок: 4, Отзывов: 3)