Проект гражданского взаимодействия,
направленный на улучшение работы органов власти.

Модель научно-инновационного социально-педагогического комплекса как кластера инновационного развития системы патриотического воспитания в Волгоградской области

В настоящее особую актуальность приобретает идея создания в Волгограде научно-инновационного социально-педагогического комплекса патриотического воспитания как регионального кластера. Данная идея исходит из современных представлений о нелинейном развитии социальных систем и получении от взаимодействия составляющих компонентов синергетического эффекта. Кластером, в данном случае, является совокупность согласованно и целенаправленно действующих субъектов региональной системы патриотического воспитания, сложившаяся на основе социального партнёрства, определяющего его функции, роли и ответственность.

В качестве методологии моделирования научно-инновационного социально-педагогического комплекса как базового субъекта патриотического воспитания в регионе предлагается кластерный подход. 

Под кластерным подходом к инновационному развитию региональной системы патриотического воспитания понимается технология формирования пространства социального партнерства в согласованных целях, интересах и направленности деятельности, в котором интегрируются ресурсы образования, культуры, молодёжной политики, общественных объединений и организаций, что усиливает конкурентные преимущества, как отдельных субъектов, так и кластера в целом.

Синергетический эффект кластера региональной системы патриотического воспитания есть результат кооперативного действия основных субъектов, приводящий к изменению качественного состояния сферы образования и траектории ее развития, а равно к удержанию региональной модели образования как социального института на устойчивой траектории развития,  

Задача комплекса как регионального кластера – развитие у работников образования, культуры, спорта, молодёжной политики, общественных организаций опыта построения образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего воспитание готовности к достойному служению Отечеству через механизмы смыслотворчества, самоопределения, самореализации личности, развития ее ценностной сферы на основе  интеграции патриотизма в современное образование и культуру. 

В основу модели кластера положен реальный процесс создания инновационных интегрированных структур патриотического воспитания детей и молодёжи. Данная структура многоуровневая. 

Первый уровень – методологический. На данном уровне разрабатываются инновационные подходы к патриотическому воспитанию как социально-педагогическому процессу в современных условиях. 

Второй уровень модели – концептуальный, включающий в себя разработку концепций инновационных моделей патриотического воспитания, образовательных программ, проектирование процесса патриотического воспитания. 

Третий уровень – методический. На данном уровне субъекты инновационной системы патриотического воспитания разрабатывают методическое обеспечение процесса патриотического воспитания. 

Четвёртый уровень – эмпирический. Он включает в себя опытно-экспериментальную работу по моделированию, проектированию и конструированию инновационных моделей патриотического воспитания и их апробации. 

Пятый уровень – внедренческий – как организация ресурсных центров патриотического воспитания. Цель деятельности ресурсных центров патриотического воспитания разработка инновационных моделей патриотического воспитания, формирующих российскую гражданскую идентичность. Ресурсные центры организуются в учреждениях образования как по-вертикали (начальное общее, основное общее, полное общее, профессиональное образование), так и по-горизонтали, в соответствии с задачами и направлениями патриотического воспитания детей и молодёжи (духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое). На базе ресурсных центров создаются стажёрские, инновационно-технологические площадки, в рамках деятельности которых разрабатываются программы, модели, технологии и методики патриотического воспитания в конкретных условиях и для различных возрастных групп населения, а также осуществляется профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере патриотического воспитания. 

Основными функциями Комплекса в социально-педагогическом сопровождении развития региональной инновационной системы патриотического воспитания являются следующие: взаимодействие, координация, интеграция, сетевой подход.


Чтобы оставить предложение, зарегистрируйтесь или войдите

Изменить "Цель деятельности ресурсных центров патриотического воспитания ...", изложив её в следующей редакции:

"Цель деятельности ресурсных центров патриотического воспитания - разработка инновационных моделей патриотического воспитания, формирующих национально-региональную составляющую российской гражданской идентичности."

Подробно
Рейтинг +4,79
(Оценок: 2, Отзывов: 1)

Внести изменении в текст 3 предложения гл. "Модель научно-инновационного социально-педагогического комплекса ...", изложив его в следующей редакции:

"Под кластерным подходом к инновационному развитию региональной системы патриотического воспитания понимается технология формирования пространства социального партнерства в согласованных целях, интересах и направленности деятельности, в котором интегрируются и учитываются:
- духовные, нравственные и гражданские личностные мотивации,
- общегосударственные и региональные потребности,
- соответствующие ресурсы субъектов кластера,
- соответствующие ресурсы сфер образования, культуры, молодёжной политики, общественных объединений и организаций."

Подробно
Рейтинг +2,41
(Оценок: 1, Отзывов: 0)

Собственно модели ( за исключением организации ресурсных центров) здесь не описано.
Предлагается модель совсем другая: "Патриотизм во всем".
Любая программа, любой план работы, должны содержать патриотическое направление в каком либо роде, любое мероприятие должно иметь мотивировку патриотизма.

Подробно
Рейтинг +2,38
(Оценок: 1, Отзывов: 1)

Совершенно не понятно с кем конкурирует система патриотического воспитания? Какие конкурентные преимущества могут быть и перед чем???? Еще раз призываю избавить патриотическое воспитание от разного рода маркетинговой терминологии.

Подробно
Рейтинг -4,10
(Оценок: 2, Отзывов: 3)

Попробую сформулировать модель.
Безусловно она должна быть основана на системе образования, как охватывающей максимальное количество граждан. Предлагаю оторваться от устоявшейся системы тестирования по результатам работы и перейти к системе предварительной оценки знаний. Примерная линия выстраивается следующим образом.
Чтобы поступить в начальную школу (1-4 классы) ребенок должен ответить на основные вопросы:
- он проживает в России, Россия большая страна, находится на материке Евразия:
- Россия имеет герб, флаг и другие атрибуты государства;
- он проживает на территории Волгоградской области, она географически расположена там-то, регионом руководит Губернатор;
- он проживает в муниципальном округе город герой Волгоград, основанном в 1589 году носил имена Царицын и Сталинград, имеет герб, жители выбирают мэра
- он имеет права и обязанности.
Чтобы поступить в среднюю школу (5-9 классы) он должен ответить на более сложные вопросы, основанные на краеведении (так же в этом вопроснике необходимо от я перейти к мы):
- Мы живем в Волгоградской области - регионе РФ;
- Наши традиции;
- Мы живем в таких-то природных и климатических условиях;
- Волгоградская область имеет полезные ископаемые;
- Волгоградская область имеет сельское хозяйство и промышленность, какие специальности востребованы в регионе;
- Необходимость сохранения природы - общая обязанность
При поступлении в старшую школу (10-11 классы) он должен ответить на вопросы:
- Конституционное устройство РФ;
- Ветви власти;
- Права и обязанности гражданина;
- Социальные обязательства государства;
- Социальные проекты и участие в них.
В этом периоде, а так же ВУЗах и далее должна появиться четкая индивидуальная направленность. Государство должно показать заинтересованность в личной социально-направленной деятельности гражданина. К примеру диплом за участие в социальных проектах, должен быть приравнен к диплому за победу в олимпиаде по предмету и приниматься ВУЗами (конечно дифференцировано).
Должна быть создана система конкурсов социальных проектов и поддержки развития социальных инициатив в виде грантов для ВУЗов.
Конечно это всего лишь линия работы в образовательных учрежениях и она должна быть более глубоко раскрыта (это уже обязанность того научного коллектива, который выиграет этот грант). На эту линию должны быть наложены региональная целевая программа "Патриотическое воспитание" и социально-значимые и патриотические проекты, победы и участие в которых будут престижны. Они станут своего рода точками роста.

Подробно

Модель научно-инновационного социально-педагогического комплекса включает пять уровней и замыкается на этапе внедрения разработок. Думается, что модель должна включать такие компоненты, как мониторинг эффективности проводимых мероприятий и внесение корректив в программные документы. Тем более, что отслеживание результатов уже предусмотрено и обозначено в других разделах. Совершенно необходимо учитывать, что любая социальная модель динамична, потому и требует постоянного наблюдения и реагирования на изменяющуюся реальность.

Подробно
Рейтинг +6,67
(Оценок: 1, Отзывов: 1)